Методики раннего развития у ребенка и их практическое применение
Определяя термин «раннее развитие», специалисты существенно расходятся в сроках. Кто-то считает, что это период от рождения до года, кто-то – до полугода, а кто-то и вовсе ограничивается тремя первыми месяцами жизни малыша. Но в целом, если говорить про раннее дошкольное развитие, справедливее всего исчислять его первыми пятью, а то и семью годами жизни. Тем более, что большинство распространенных методик довольно универсальны и вполне подходят практически для всех детей дошкольного возраста.
Роль раннего развития ребенка
Считается, что в первые месяцы (а то и год) жизни ребенок только ест и спит. Он мало восприимчив к окружающему миру и только готовится к тому, чтобы познавать его. Но специалисты утверждают, что это мнение неверно. Именно в короткий срок до первого своего дня рождения ребенок максимально восприимчив к физическому и эмоциональному воздействию.
Его организм в этот период развивается очень быстро, а потому родители должны уделять малышу как можно больше внимания, чтобы стимулировать и корректировать развитие всех систем организма. В будущем это положительно скажется и на усвоении речи, чтения, письма, и на школьной успеваемости.
Раннее развитие ребенка по методике Никитиных
Отечественные педагоги и родители семерых детей Никитины разработали особую систему воспитания ребенка, основанную на играх. Суть методики – в решении ребенком различных головоломок, направленных на развитие у него логического и образного мышления. Уровень задач разный, как и материалы для решения, и способ представления.
Раннее развитие детей через игры можно начинать практиковать уже с года и даже раньше, как только у ребенка достаточно разовьется мелкая моторика рук, чтобы он мог использовать кубики и другие предметы. Задания должны представляться поначалу образно – в виде модели, которую ребенку следует повторить, в дальнейшем – устно или письменно. таким образом у детей не только развивается логическое мышление, но и происходит сопоставление образов со словами и буквами, написанными словами.
Раннее детское развитие на основе динамической гимнастики
Методика Китаева-Трунов, основанная на рефлекторном развитии двигательных способностей детей. Эти несложные упражнение идеальны для детей младше одного года и должны выполняться родителями, пока ребенок не научится ходить. Заключаются они в подбрасывании и укачивании малыша, вращении его вокруг своей оси, свободном передвижении в пространстве.
Сам ребенок в этом возрасте еще не может двигаться – как в силу физической слабости, так и из-за неспособности полноценного пространственного ориентирования. Простые упражнения с одной стороны удовлетворяют двигательные потребности малыша, с другой – позволяют ему получить представление об окружающем пространстве, научиться ориентироваться в нем, освоить такие простые понятия как «верх» и «низ», право» и «лево».
Важной составляющей данной методики являются занятия в ванной или бассейне. Хотя малыш не может самостоятельно плавать, он, выполняя даже простые движения, быстрее развивается.
Раннее развитие – система Монтессори
Методика основана на естественном желании детей подражать старшим. Суть системы в самообучении малышей и принятии самостоятельных решений. Для полноценного развития необходимой составляющей является общение ребенка со сверстниками и старшими детьми. Последние должны проявлять заботу о меньших, что также воспитывает в малышах естественное желание помогать тем, кто младше них.
Взрослые же, играя роль воспитателей в этой системе, должны не учить и направлять ребенка, а лишь помогать ему принимать решения и показывать пример. Таким образом в ребенке воспитывается самостоятельность и умение принимать решения, отвечать за свои поступки.
Вальдорфская программа раннего развития детей
Эта методика в корне отличается практически от всех других, так как не приемлет раннего интеллектуального развития ребенка. Все обучение делится на продолжительные возрастные периоды:
-
до 7 лет ребенок получает новые знания и опыт, руководствуясь исключительно подражанием, получая информацию из поступков старших;
-
с 7 до 14 лет основа обучения ребенка – чувства и эмоции, получаемые в процессе игр и общения;
-
с 14 лет – обучение логике, получение необходимых знаний.
Следует отметить, что эта методика наиболее спорная. Тем более, что она рекомендует до 14 лет изоляцию ребенка от телевизора, компьютера и видеоигр, что в современном мире довольно проблематично.
Раннее развитие малыша по методике Домана-Лупан
Эта система основана на предпосылке, что основные знания и умения (а также – характер) можно заложить в ребенка лишь в период активного роста головного мозга – то есть до семи лет. Поэтому обучать ребенку речи следует начинать уже с рождения. Разговаривая с малышом, родители приучают его к родной речи, ребенок начинает раньше ассоциировать звуки с определенными предметами и действиями.
Как только ребенок начнет говорить, необходимо учить его счету и чтению, а после этого – давать общие энциклопедические знания. Исследования показывают, что особенности раннего развития заключаются в способности ребенка легко запоминать и систематизировать голые факты. В дальнейшем на их основе он научится делать выводы.
Игры раннего развития с использованием кубиков Зайцева
Эта методика раннего развития основана на использовании специальных кубиков. С их помощью ребенок учится читать, считать и писать. Особенности программы Зайцева в использовании не букв, а слогов как единицы речи и письма. Это существенно упрощает усвоение и понимание детьми правил сложения слов. Но от родителей требуется наличие довольно большого объема специального обучающего материала.
Развитие детей раннего возраста с педагогами студии Фото Шоколад
Как видим одной из основ любой методики воспитания детей является игра. Обучение через игры, загадки, ребусы и шарады помогает детям любого возраста знакомиться с окружающим миром и узнавать много нового. Игровые спектакли и представления, веселые праздники и конкурсы, тематические квесты и мероприятия – все это методы, которые активно используют педагоги студии Фото Шоколад в своей работе.
Зная особенности раннего развития детей, наши специалисты смогут подготовить программу для детей любого возраста. Мы предлагаем организацию праздников и мероприятий, обучающих спектаклей и интерактивов для групп детей в детских садах и школах. Наши представления основаны на современных программах дошкольного и школьного образования и учитывают методологии развития ребенка, что позволяет добиваться высоких результатов.
Узнать подробности сотрудничества и условия организации праздников вы можете, связавшись с нашими специалистами по телефонам или через сайт.