Как развить внимание у детей
Начало обучения в школе – в любом случае стресс для организма ребенка. Ведь при этом происходит смена режима, память подвергается дополнительным нагрузкам, от детей требуется усидчивость и внимание. И если первое – это, скорее, дисциплинарный момент, то развитие внимания у детей – сложная и важная задача, решение которой возложено на плечи родителей. Без этого полностью усваивать школьный материал и быть хорошим учеником непросто.
Особенности внимания у детей
Дети по природе своей очень непоседливы, что сочетается с их крайней любознательностью. Но в стремлении к новым новыми ощущениям и информации внимание ребенка очень часто распыляется. По статистике подавляющее большинство школьников-первоклашек, страдающие от собственной невнимательности, к средним классам скатываются в разряд неуспевающих учеников. В дальнейшем ситуация лишь прогрессирует.
Проблемы со вниманием отмечают и сами дети. Так проводимые социологами опросы показали, что лишь 31% учащихся младших классов считают себя внимательными. Причем, от рассеянности и невозможности сосредоточиться дети страдают не только в школе, но и дома – например, при выполнении уроков.
Внимание – это функция психической деятельности человека, которая позволяет ему сосредотачиваться на определенных вещах, игнорируя другие – раздражающие и отвлекающие факторы. Дело в том, что ребенок ежесекундно получает массу информации из окружающего мира и научиться сосредотачиваться лишь на определенных моментах (предметах, явлениях) ему очень сложно.
Как развить внимание у ребенка
Внимание – комплексное понятие, характеризующиеся несколькими свойствами. У ребенка они могут быть развиты по-разному. В зависимости от этих особенностей следует подбирать нужные упражнения и игры на внимание для детей. Прежде, чем приступать к тренировкам, необходимо понять, чего же именно не хватает ребенку:
- Концентрация. Характеризует способность человека сосредотачиваться на конкретной задаче, постигать ее суть. Дети с хорошей концентрацией отличаются наблюдательностью, умеют сосредотачиваться и самоорганизовываться для решения конкретной поставленной задачи.
- Объем. Характеризует количество предметов и задач, которые человек способен удерживать в памяти одновременно. Внимание ребенка 5 лет должно справляться с 3-5 объектами. Чем больше объем внимания, тем лучше ребенок выполняет операции сравнения, анализа, классификации.
- Устойчивость. Обычно основная проблема у детей наблюдается именно с этой характеристикой. Мало кто способен в течение длительного времени сосредоточиваться на одной задаче. Дети с устойчивым вниманием проявляют склонность к решению задач повышенной сложности, а также кропотливому (зачастую однообразному) труду.
- Распределение – способность одновременно выполнять несколько задач, например слушать и конспектировать (записывать) информацию. Это очень важное качество, позволяющее быстрее усваивать информацию.
- Переключение. Способность мозга быстро переходить от решения одной задачи к другой. Переключение внимания способствует отдыху мозга. При этом ребенок не успевает потерять интерес к предыдущей задаче и легко возвращается к ней, спустя некоторое время. Умение быстро переключаться от одного объекта к другому способствует повышению производительности.
Особенности развития внимания детей таковы, что в процессе роста и познания окружающего мира, он может самостоятельно развить те или иные свойства, другие же при этом останутся в зачаточном состоянии. Иногда это не вызывает больших проблем, но зачастую становится причиной отставания в учебе, сказывается на понимании и усвоении некоторых предметов.
Игры на внимание для детей 4 лет и старше
Существует много игр и упражнений для памяти и внимания для детей разных возрастов. Они способствуют комплексному развитию всех свойств (характеристик) и помогают подготовке к школе. Родителям рекомендуется ежедневно давать то или иное задание детям на внимание, а лучше применять комплекс упражнений, чередуя их. При этом прекращать занятия следует лишь после достижения определенных результатов.
Игры развивающие внимание детям от 5 лет:
- Поиск предметов. Необходимо называть окружающие предметы, классифицируя их по тем или иным признакам – цвету, форме, материалу и т.д. Начинать можно с хорошо знакомой комнаты, постепенно усложняя задачу, например, при посещении музея, театра, цирка и т.д.
- Задачи в темноте. Суть – в выполнении ребенком несложных казалось бы задач с завязанными глазами. Например, необходимо построить башню из кубиков, собрать конструктор, отсортировать определенные предметы (элементы).
- Арифметические примеры. Предложите ребенку решать арифметические задачи в уме. Начинать можно с простых действий с числами до 10, постепенно усложняя задачу. При этом следует обращать внимание детей, что они не должны пользоваться пальцами, линейкой или другими предметами, помогающими считать.
- Найди числа. Напишите на листке числа от 1 до 20 вразброс и попросите ребенка найти их все по порядку – с начала, а потом и с конца. Со временем усложняйте задачу, увеличивая количество чисел и размеры листа.
Можно купить развивающие внимание игры для детей в детских магазинах. Сегодня с этим нет проблем. Не теряет актуальности и такая классика, как шашки или шахматы. Эти игры развивают одновременно внимание и логическое мышление, тренируют память.
Развитие внимания у детей дошкольного возраста через театральные и игровые мероприятия
Студия Фото шоколад - это содружество педагогов, сценаристов, актеров и аниматоров, специализирующихся на работе с детьми. Мы предлагаем конкурсные и праздничные программы, а также интерактивные театральные представления, в которых дети принимают самое непосредственное участие. Интерактивный спектакль с элементами обучения – это прекрасный урок на внимание для детей, позволяющий узнать им что-то новое и получить яркие приятные эмоции.
Наши представления и праздники могут стать элементом программы обучения в детском саду или быть приурочены к какому-нибудь события, торжеству. Для получения более подробной информации обращайтесь в студию Фото Шоколад, и мы организуем для вас и ваших детей настоящий праздник по оригинальному сценарию или разработаем долгосрочную развлекательно-познавательную программу для групп в детском саду.