Главная \ Блог \ Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе

Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе

Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе

Даже взрослому человеку порой непросто прийти в незнакомый коллектив, будь то место работы или учебы, переезд в другой город и даже банальный поход в спортзал. Волнение от встречи с новыми коллегами и соседями вполне ожидаемо и понятно. Но для ребенка, круг общения которого ранее ограничивался лишь родственниками и друзьями, новый коллектив может стать настоящим стрессом.

Особенности адаптации в коллективе

Основная проблема ребенка, приходящего в детский сад, - большое количество незнакомых людей, для которых он не является главным объектом внимания – как это было с родителями, семьей. Мало того, за него теперь никто не может постоять, а все проблемы придется решать самостоятельно.

Поэтому ребенка необходимо подготовить к новому этапу его жизни. Важно донести до малыша значимость детского сада, как образовательного заведения, важность общения, дружбы, неизбежность взросления и необходимость принятия самостоятельных решений.

Спектакли в группах Не стоит пытаться всеми силами помогать ребенку социализироваться в новом обществе или, наоборот, оберегать его от общения и контактов. Здесь главное – не мешать. Поэтому как перед походом в детский сад, так и в первое время его посещения придерживайтесь простых правил:

  • Позвольте ребенку самостоятельно выбирать друзей. Пусть этот процесс будет небыстрым (а так, скорее всего, и будет). Но рано или поздно у ребенка появятся друзья, и пусть это будет его выбор;

  • Не пытайтесь решать возникающие среди детей конфликты. Тем более, не заступайтесь за ребенка и не представляйте его всегда правым. Но не следует и дистанцироваться от проблем – старайтесь помочь советом, но при этом предоставьте ребенку разбираться во всем самостоятельно;

  • Доверяйте ребенку решать какие-то задачи по дому. Это позволит ему начать чувствовать себя нужным, ответственным за что-то. Пусть это будут простые дела – мытье посуды, уход за домашним животным и т.д.;

  • Подарите ребенку какой-нибудь атрибут взрослого человека. Пусть это будут, например, часы. Научите его пользоваться ими, определять время, заводить. Чаще интересуйтесь временем в присутствии ребенка, чтобы он мог ответить и тем самым «помочь» вам;

  • Поощряйте самостоятельность ребенка. Позвольте ему самому принимать решения, например, относительно празднования дня рождения.

Чем раньше вы начнете воспитывать ребенка, согласно вышеприведенным правилам, тем быстрее воспитаете в нем самостоятельность. Главная задача, чтобы ребенок ощущал себя не только частью семьи, но и индивидуальностью и смог сориентироваться в новом коллективе.

Организации групповой деятельности детей

Группа 5_18-01-2017-135Умение ребенка адаптироваться к новому коллективу само по себе очень важно. Но он должен не просто научиться «выживать» среди незнакомых (пока) ему людей, но и взаимодействовать с ними. Эта задача в большей степени ложится на плечи воспитателей и педагогов. очень важно научить детей работать в коллективе, делиться своим опытом и знаниями. Это поможет каждому ребенку понять, что многие задачи быстрее и проще решать именно при коллективной работе, сделает детей более восприимчивыми к чужим советам. Одним из важнейших инструментов социализации ребенка являются детские игры для группы детей. Они помогают:

  • Научить ребят коллективной работе, привить умение решать поставленные задачи сообща;

  • Распределению ролей и обязанностей в группе. Каждый ребенок берет на себя те функции, к которым у него существуют таланты и способности;

  • Обучению. Постепенно каждый из детей начинает делиться знаниями, опытом, одновременно перенимая и усваивая умения своих товарищей по коллективу;

  • Научиться общению и пониманию. Коммуникация внутри коллектива помогает решать поставленные задачи гораздо быстрее. Дети должны научиться общаться и доносить друг до друга важную и полезную информацию;

  • Распределять обязанности. Когда каждый из детей достаточно способен, чтобы решать любые из поставленных задач, детям приходится научиться распределять обязанности между собой, чтобы справиться с ними.

Как показывает практика, наиболее эффективны подвижные игры – для детей младшей группы, логические задания и конкурсы – для более старших детей, коллективное обсуждение и поиски практического решения – для школьников.

Развивающие игры для группы детей

Прежде чем дети научатся совместно работать и решать сложные задачи, их необходимо научить общаться и понимать друг друга. Для этого прекрасно подходят подвижные игры для группы детей. Их несложно найти в сети или придумать самому. Старайтесь сочетать в них задания, требующие от детей применения различных способностей – силы, ловкости, скорости, сообразительности и т.д.

Интересный вариант игры для группы детей – эстафета, на разных этапах которой дети должны выполнять различные задания. Желательно, чтобы в игре присутствовал состязательный дух, а потому создайте несколько команд. Хорошо, если их сформируют сами ребята. Роль взрослого (воспитателя) в таком случае – назначить капитанов, а они уже в порядке очереди выберут участников в свои команды.

Игры для детей младшей группы детского сада должны быть незамысловатыми, так как в раннем возрасте ребятам будет довольно сложно принимать осмысленные решения. Поэтому не следует нагружать эстафету разнообразными заданиями. А проводить ее лучше несколько раз подряд, чтобы малыши хорошо запомнили порядок и принцип игры.

Организация групповой и индивидуальной деятельности детей при помощи интерактивных спектаклей

Выездные мероприятия в детском садуКоманда студии Фото Шоколад предлагает еще один эффективный способ социализации и развития коллективного чувства у детей – интерактивные спектакли. Как и игры для детей младшей группы, они построены на совместном выполнении различных заданий, но при этом носят информативно-обучающий характер.

Интерактивные спектакли посвящены различным аспектам и простым языком рассказывают об окружающих нас физических и биологических явлениях. Дети принимают непосредственное участие в представлении и могут влиять на его ход, сценарий. При этом спектакль строится таким образом, что значение имеют лишь коллективные действия и решения. Поэтому участники (они же – зрители) вынуждены действовать сообща.

Это является наглядной демонстрацией того, что групповая деятельность детей приносит свои плоды. И дети сами понимают это, учатся совместной работе, социализируются, заводят новые дружеские контакты в коллективе.

Теги обучение и развитие детей социализация групповая активность развитие детей